Итоговое сочинение (изложение)
04.02.2015О проведении итогового сочинения для учащихся 11 классовв 2014-2015 учебном году Демонстативный вариант егэ по русскому языку 2014Президент Российской Федерации Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 г. предложил разработать и ввести сочинение в состав экзаменационных испытаний для выпускников. Реализацией этого поручения занялась рабочая группа при Министерстве образования и науки Российской Федерации. В ее состав вошли учителя, директора школ, представители педагогической науки, средств массовой информации, сотрудники Администрации Президента Российской Федерации, Минобрнауки, Рособрнадзора и региональных органов исполнительной власти. По итогам нескольких месяцев работы модель введения итогового сочинения в аттестацию школьников была разработана и нормативно закреплена. Согласно этой модели, итоговое сочинение будет проводиться для учеников 11-х классов в рамках промежуточной аттестации. Его результаты станут основанием для принятия решения о допуске выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам будет предоставлена возможность вместо сочинения писать изложение. Темы сочинений станут известны выпускникам непосредственно на экзамене. Предложенные Советом тематические направления на текущий учебный год будут размещаться на официальном сайте Министерства образования и науки России, Рособрнадзора и официальном портале единого государственного экзамена в срок до 1 сентября. Затем в рамках открытых тематических направлений Рособрнадзором будут разработаны конкретные темы сочинений (тексты изложений), имеющие прочную опору на произведения русской и мировой литературы. Литературоцентричность выпускного сочинения согласуется с традицией российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Писать итоговое сочинение учащиеся 11-х классов будут в декабре, непосредственно в своих школах. Комплекты тем итогового сочинения (тексты изложений) будут доставляться в органы управления образованием на местах в день проведения экзамена. Проверять сочинения будут школьные комиссии, которым предоставлено право привлекать независимых экспертов. Результатом оценки итогового сочинения (изложения) будут «зачет» или «незачет». Школьники, получившие за итоговое сочинение (изложение) «незачет», будут допущены к его написанию повторно в дополнительные сроки (в феврале и апреле-мае текущего года). После проверки в школах сочинения будут направлены в единую базу данных. При поступлении в вузы, которые решат учитывать эту форму экзамена (что будет заранее объявлено в их правилах приема), сочинение может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ. Выпускник может по своему желанию представить итоговое сочинение в качестве индивидуального достижения, тогда вуз возьмет из базы его сочинение и самостоятельно оценит. Более детально порядок проведения итогового сочинения (изложения), а также критерии его оценивания будут изложены в методических рекомендациях и направлены в субъекты Российской Федерации, а также учредителям и загранучреждениям в срок до 1 октября 2014 года. Минобрнауки проанализирует опыт проведения итогового сочинения в 2014/2015 учебном году, чтобы скорректировать порядок его проведения в будущем. Предложенная модель возвращения сочинения в аттестацию выпускников будет совершенствоваться в течение ближайших лет.
Основная информация. 1. Общие положения. Итоговое сочинение (изложение) является условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА). Регистрация на сдачу итогового сочинения (подача заявления) осуществляется в образовательной организации, в которой обучающийся осваивает образовательные программы среднего общего образования, за 2 недели до проведения итогового сочинения (изложения). Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды вправе писать изложение вместо итогового сочинения. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового изложения предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы. Итоговое сочинение (изложение) пишется в образовательной организации, в которой обучающийся осваивает образовательные программы среднего общего образования. Для проверки работ обучающихся образовательная организация формирует комиссию. Состав комиссии формируется из школьных учителей-предметников, администрации школы. Для получения объективных результатов при проверке и проведении итоговых сочинений (изложений) рекомендуется не привлекать учителей, обучающих выпускников данного учебного года. Комиссия образовательной организации должна состоять не менее чем из трех человек. 2. Сроки и продолжительность итогового сочинения (изложения) Продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) составляет 235 минут. В продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж обучающихся и выпускников прошлых лет, заполнение ими регистрационных полей и др.). Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового сочинения (изложения)увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности экзамена 4 и более часа организуется питание. Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря (3 декабря 2014 года). Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени. 3. Проведение итогового сочинения (изложения). Члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) выдают обучающимся бланки регистрации, бланк записи, дополнительные бланки записи (при необходимости) для выполнения итогового сочинения (изложения), черновики, орфографические словари. Черновики обучающихся не проверяются. Во время проведения итогового сочинения (изложения) обучающимся запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику). Во время проведения итогового сочинения (изложения) обучающимся разрешается пользоваться орфографическими словарями. Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе обучающегося помимо регистрационного бланка и бланков записи, находятся: - ручка (гелевая, капиллярная или перьевая с чернилами черного цвета); - документ, удостоверяющий личность; - при необходимости лекарства и питание; - орфографический словарь, выданный членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения). Во время проведения итогового сочинения (изложения) обучающимся запрещено иметь при себе средства связи, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации. 4. Проверка итогового сочинения (изложения) Проверка итоговых сочинений (изложений) и их оценивание комиссией образовательной организации должна завершиться не позднее чем через неделю с даты проведения итогового сочинения (изложения). Оценки за итоговое сочинение (изложение) не выставляются. Работа оценивается «зачет», «незачет». Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5). При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчѐт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет». Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарем. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения): Название критерия Что проверяет критерий Условия выставления «незачета» Критерий № 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно- доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). Критерий № 4 «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). Критерий № 5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов). 5. Повторный допуск к сдаче итогового сочинения (изложения) Повторно допускаются к сдаче итогового сочинения (изложения) в текущем году: - обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»); - обучающиеся, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально); - обучающиеся, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально). В целях обеспечения права на объективное оценивание итогового сочинения (изложения) обучающимся предоставляется право подать в письменной форме заявление на повторную проверку сданного ими итогового сочинения (изложения) комиссией из другой образовательной организации. Повторная сдача итогового сочинения (изложения) осуществляется: - в первую рабочую среду февраля (4 февраля); - первая рабочая среда мая (6 мая). ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД «Недаром помнит вся Россия…» ( 200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.д. 2 Вопросы, заданные человечеству войной Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы) 3 Человек и природа в отечественной и мировой литературе Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы 4 Спор поколений: вместе и врозь Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы) 5 Чем люди живы? Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этиконравственных, философских, социальных аспектах бытия (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы) Основные направления тем итогового сочинения для его проведения в 2014/2015 учебном году: 1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п. 2. Вопросы, заданные человечеству войной Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). 3. Человек и природа в отечественной и мировой литературеТемы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.4. Спор поколений: вместе и врозьТемы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).5. Чем люди живы?Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы)